Вопрос-ответ

Ценообразование и регулирование естественных монополий в вопросах и ответах
- Распространяются ли Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на сферу деятельности обращения с твердыми коммунальными отходами?

Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, не предусматривают рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

При несогласии с ценами (тарифами) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, установленными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов, заинтересованное лицо может обратиться в ФАС России в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

(Ответ ФАС от 07.10.2020 г.)

- Каков порядок учета резерва по сомнительным долгам при тарифном регулировании территориальных сетевых организаций?

В отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, применяются положения, в том числе Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания № 98-э), при регулировании сетевой организации методом доходности инвестированного капитала применяются положения Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э). Пунктами 33, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), установлено, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. Методическими указаниями учет расходов на формирование резервов по сомнительным долгам при определении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на содержание электрических сетей не предусмотрен. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закона № 35 — ФЗ) одним из основных принципов, который должен быть соблюден при государственном регулировании (цен) тарифов, является учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов). Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. В обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в орган регулирования должны быть представлены следующие документы: акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17; справки к вышеуказанным актам (приложение к форме № ИНВ-17); сличительные ведомости по инвентаризации в соответствии с учетной политикой организации; ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, по форме в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49; протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации; акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений; акты о признании дебиторской задолженности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; перечень (реестр) потребителей услуг, по которым истек установленный срок исковой давности с указанием лицевых счетов, номеров договоров, сумм задолженностей по отчетным датам; акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения; постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 007, 51, 62, 63, 91, 91.2 с расшифровкой указанных сумм и другие документы. Дополнительно сообщаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1892 внесены изменения в пункт 30 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, которые предусматривают, что при расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков. При этом по заявлению территориальной сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

(Ответ ФАС от 31.07.2020 г.)

- В каком порядке осуществляется обжалование тарифных решений в случае, если регулируемая организация не согласна с установленным уровнем тарифа?

Пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования) установлен закрытый перечень оснований, в соответствии с которым регулирующий орган до окончания срока действия установленных цен (тарифов) принимает решение об изменении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, а именно: 1) во исполнение вступившего в законную силу решения суда; 2) решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров; 3) решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием). Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1892 Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, дополнены пунктом пунктом 33(1), которым предусмотрено, что в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части. При этом, статьей 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено: 1. В случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания. 2. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено. 3. Заявление о разъяснении решения суда рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению заявления о разъяснении решения суда. 4. Копии определения о разъяснении решения суда или об отказе в разъяснении решения суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения соответствующего определения. 5. На определение суда о разъяснении решения суда или об отказе в разъяснении решения суда может быть подана частная жалоба. ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, антимонопольный орган, в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры. Также, ФАС России не уполномочен давать разъяснения решениям судам и нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с компетенцией иных органов исполнительной власти.

(Ответ ФАС от 31.07.2020 г.)

- Каков порядок учета экономии расходов ТСО?

Пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. Установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в случаях, предусмотренных абзацами 6,7 пункта 7 Основ ценообразования. Как следует из принципов, указанных в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, необходимо соблюдать требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требования о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требования к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов. В части определения и учета экономии расходов, достигнутой организацией, сообщаем, что сохранение за организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности, предусмотрено, в т. ч. пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет сначала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств, и рассчитывается в соответствии с пунктами 34(1) - 34(3) Основ ценообразования. Установленные законодательством, действующим в области ценообразования в электроэнергетике, гарантии сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, обеспечивают сохранение указанной экономии в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности, и органам регулирования необходимо проводить анализ расходов и причин возникновения экономии этих расходов, и исключать экономию, достигнутую не в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, в том числе, связанных с повышением эффективности и производительности труда. Положения Основ ценообразования и методических указаний, применяемых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предполагают анализ фактического исполнения программ сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованных с органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в целях исполнения требований пункта 7 Основ ценообразования.

(Ответ ФАС от 31.07.2020 г.)

- Каким образом учитывается амортизация при установлении тарифов на передачу электрической энергии?

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Основами ценообразования установлено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. В случае выявления признаков нарушения норм действующего законодательства регулирующим органом в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 г. № 533, регулируемые организации вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о рассмотрении разногласий (спора), связанных (ого) с установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии. (Ответ ФАС от 04.07.2019 г.)

- Каким образом устанавливается базовый уровень подконтрольных расходов и корректировка необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования?

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ. Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э. Согласно пункту 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом, в том числе, отклонения фактических и плановых значений индекса потребительских цен и других индексов, установленных прогнозом социально-экономического развития РФ на отчетный и планируемый периоды, от значений, учтенных при установлении тарифов. ФАС России проводится разработка нормативных правовых актов по переходу на эталонный принцип регулирования электросетевого комплекса. (Ответ ФАС от 04.07.2019 г.)

- Как определяется величина корректировки необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки?

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), корректировка цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования, проводимая с учетом факторов, указанных в пункте 37 Основ ценообразования, по решению регулирующего органа может осуществляться в том числе на основании данных за истекший период текущего года в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования. В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования. В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания), величина корректировки необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год определяется по формуле (9). Формула (9) Методических указаний применяется при расчете соответствующей величины корректировки при установлении тарифов на i-ый год (плановый период регулирования) долгосрочного периода регулирования (ДПР). При этом (i – 1) год является текущим годом, а (i – 2) год является базовым годом. Пунктом 37 Основ ценообразования предусмотрено проведение корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы с учетом информации за истекший период текущего года. При этом на первый год ДПР при определении размера корректировки, осуществляемой с учетом результатов 9 месяцев текущего года, используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев базового года вне зависимости от процента исполнения в текущем году. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10%. Таким образом, Методические указания не содержат отдельной формулы расчета корректировки, осуществляемой (учитываемой) с использованием имеющихся данных за текущий год, однако вводят соответствующие ограничения. В последующем при регулировании на i-й год, по итогам получения данных об исполнении инвестиционной программы за полный год ((i-2)-й год), формула (9) применяется с учетом ранее проведенных корректировок по данным за неполный период регулирования. (Ответ ФАС от 04.07.2019)

- Каким образом учитываются капитальные вложения при установлении тарифов на передачу электрической энергии?

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Основами ценообразования установлено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) объектов электроэнергетики, учитываемый при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации (далее - укрупненные нормативы цены), за исключением инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) объектов электроэнергетики, не предусматривающих технологических решений капитального строительства, в отношении которых Министерством энергетики Российской Федерации утверждены укрупненные нормативы цены, а также за исключением инвестиционных проектов, реализация которых предусмотрена инвестиционной программой, утвержденной до вступления в силу укрупненных нормативов цены, при условии наличия утвержденной до 10.12.2016 в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документации в отношении объектов капитального строительства и их частей, строительство и (или) реконструкция которых предусмотрены такими инвестиционными проектами, и непревышения оценки полной (фактической) стоимости соответствующего инвестиционного проекта над полной стоимостью такого инвестиционного проекта, указанной в решении об утверждении инвестиционной программы, принятом в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее - Правила утверждения инвестиционных программ), до вступления в силу укрупненных нормативов цены. Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. Дополнительно сообщаем, что действующим законодательством не предусмотрено финансирование мероприятий, не включенных в утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы территориальной сетевой организации. Реализация подобных мероприятий должно расцениваться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов как нецелевое использование средств, учтенных в необходимой валовой выручке. Также не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов, на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе. В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Пунктом 19 Основ ценообразования закреплены расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), которые включают в себя, в том числе, расходы на капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство. Дополнительно сообщаем, что расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.(Ответ ФАС от 04.07.2019 г.)

- Каким образом регулируемая организация может оспорить разногласия, возникшие при установлении ей органом регулирования цен (тарифов)?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (далее – Правила рассмотрения споров № 533).

Согласно Правилам рассмотрения споров № 533 устанавливается порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Перечисленные выше споры и разногласия подлежат рассмотрению Федеральной антимонопольной службой.

Основанием для рассмотрения спора является заявление о рассмотрении спора, поданное в федеральный антимонопольный орган в бумажной форме или в форме электронного документа и подписанное заявителем, либо уполномоченным им на это лицом (далее - заявление) в течение 3 месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, в случае, если регулируемая организация не согласна с установленным органом регулирования размером цен (тарифов), она имеет возможность обратиться с заявлением о рассмотрении спора в Федеральную антимонопольную службу в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами рассмотрения споров № 533. (Ответ ФАС от 14.12.2018 г.)

- На основании чего происходит рост тарифов на тепловую энергию на величину, большую чем допускается предельными индексами изменения размера вносимой гражданами платы, утверждаемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации?

Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

При этом, установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги.

Таким образом, вне зависимости от изменения тарифов на отдельную коммунальную услугу, права потребителей в сфере коммунального хозяйства от резкого роста платы за коммунальные услуги защищены предельным индексом. (Ответ ФАС от 14.12.2018 г.)

- Имеет ли право регулируемая организация самостоятельно выбрать метод регулирования цен (тарифов) при установления цен (тарифов) на тепловую энергию при подаче предложения в орган регулирования?

Согласно абзацу 2 пункта 19 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в отношении регулируемых организаций, для которых тариф устанавливается впервые, используется метод регулирования, определяемый органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации. При досрочном пересмотре тарифов в течение периода регулирования используется тот метод регулирования, который был выбран органом регулирования при первоначальном установлении цен (тарифов) на указанный период регулирования. (Ответ ФАС от 14.12.2018 г.)

- Какова форма заявления и перечень документов, прилагаемых к заявлению о рассмотрении тарифных разногласий в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 № 674?

В настоящее время законодательство Российской Федерации не содержит нормативных правовых актов, устанавливающих форму заявления и перечень документов, прилагаемых к заявлению для обращения в ФАС России в целях рассмотрения тарифных разногласий, возникших в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Перечень прилагаемых к заявлению о рассмотрении тарифных разногласий определяется заявителем самостоятельно, с учетом заявляемых требований. (Ответ ФАС от 31.03.2017 г.)

- Чем ограничивается плата за подключение к системам водоснабжения, устанавливаемая в индивидуальном порядке?

Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции рассмотрела обращение Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике и в рамках своей компетенции сообщает следующее. В соответствии с положениями пунктов 85, 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования), расходы на реализацию мероприятий по подключению объектов капитального строительства к централизованным систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, финансирование которых предусмотрено за счет индивидуальной платы за подключение, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Обращаем внимание, что указанная норма не содержит ограничений по применению того или иного вида сметных нормативов в целях разработки сметной документации стоимости работ, а ограничивает размер расходов на реализацию мероприятий по подключению к системе водоснабжения, учитываемых в составе платы за подключение. Укрупненные сметные нормативы цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, (далее - укрупненные сметные нормативы) утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 № 506/пр (далее - Приказ № 506/пр). Государственные укрупненные нормативы цены строительства рассчитаны в ценах на 2014 год для базового района (Московской области). Коэффициенты перехода от цен базового района к уровню цен субъектов Российской Федерации установлены приложением № 17 к Приказу № 506/пр. Определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять по формулам, предусмотренным пунктами 9, 10 Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.10.2011 № 481, с учетом регионально-экономических, регионально-климатических, инженерно-геологических и других условий осуществления строительства, а также с учетом прогнозного индексадефлятора, рассчитываемого на основании параметров прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации. В случае, если укрупненные сметные нормативы, утвержденные Приказом № 506/пр, не содержат необходимых мероприятий, реализуемых регулируемой организацией в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства конкретного заявителя, учет расходов на указанные мероприятия согласно положениям Основ ценообразования должен осуществляться в соответствии с представленной регулируемой организацией сметой. Вместе с тем отмечаем, что при направлении в адрес органа регулирования предложения об установлении платы за подключение, в том числе в индивидуальном порядке, и обосновывающих материалов, орган регулирования в соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, проводит экспертизу предложения об установления платы за подключение в части обоснованности предлагаемых расходов. Также сообщаем, что орган регулирования осуществляет анализ представленного регулируемой организацией расчета расходов на осуществление регулируемого вида деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности по подключению к системе водоснабжения путем сравнения с организациями, реализующими аналогичные мероприятия по подключению к системе водоснабжения в сопоставимых условиях. В связи с тем, что действующим законодательством в сфере водоснабжения ограничен исключительно размер расходов на реализацию мероприятий по подключению к системе водоснабжения, учитываемых в составе платы за подключение, полагаем возможным устанавливать плату за подключение объектов капитального строительства, если расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения не превышают величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов, а в случае, если такие нормативы не установлены, то указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ самостоятельно. (Ответ ФАС от 01.08.2017 г.)

- Каким образом организация должна компенсировать выпадающие доходы, которые не могли быть учтены при установлении платы за подключение?

Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции рассмотрела обращение ОАО «Теплоэнерго» от 23.12.2016 № 006-11913 и сообщает следующее. В соответствии с частью 10 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч рассчитывается органом регулирования в соответствии с пунктом 170 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания). Таким образом, в соответствии с положениями действующего законодательства выпадающие доходы от подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч не подлежат включению ни в состав платы за подключение, ни в состав тарифа на тепловую энергию (мощность). При этом, согласно пункту 174 и приложению 7.9 к Методическим указаниям расходы на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и не включаемых в состав платы за подключение подлежат компенсации путем включения в тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифы на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение. Дополнительно отмечаем, что при отсутствии технической возможности подключения объектов капитального строительства с нагрузкой, не превышающей 1,5 Гкал/час, мероприятия по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, в том числе мероприятия по строительству источников теплоснабжения, включаются в инвестиционную программу регулируемой организации и учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии. (Ответ ФАС от 01.08.2017 г.)

- Прошу разъяснить порядок расчета тарифа на горячую воду в закрытой системе ГВС

В соответствии с п. 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения). В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В свою очередь порядок установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - постановление Правительства № 406). В соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения. Расчет тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с разделом VIII.III. «Расчет тарифов на горячую воду» Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э (далее — Методические указания). Таким образом, стоимость горячей воды в закрытой системе горячего водоснабжения рассчитывается с учетом объемов холодной воды и тепловой энергии. Установление тарифов на горячую воду из открытой или закрытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в отношении каждой организации, осуществляющей с использованием соответствующей централизованной системы горячего водоснабжения поставку горячей воды в многоквартирный дом. В целях проверки правильности применения тарифов на горячую воду, установленных для конкретной организации с учетом применяемой системы централизованного горячего водоснабжения, ФАС России рекомендует обращаться в адрес Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (ул. Карла Маркса, д. 66, г. Казань, 420015), осуществляющее полномочия по региональному контролю (надзору) в части соблюдения установленного порядка ценообразования в сфере горячего водоснабжения, с приложением копий платежных документов на оплату коммунальных услуг. Согласно пункту 111 Методических указаний компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с постановлением Правительства № 406. Согласно пункту 113 Методических указаний компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». (Ответ ФАС от 12.04.2018 г.)
 
- Законно ли организация, осуществляющая захоронение твердых коммунальных отходов, дополнительно к тарифу предъявляет потребителям к уплате в 2018 году инвестиционную надбавку, установленную ранее в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который утратил силу с 01.01.2018?
 Ранее сфера обращения с твердыми коммунальными отходами регулировалась в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ). В том числе органами местного самоуправления утверждались инвестиционные программы организаций и устанавливались инвестиционные надбавки для финансирования их реализации. Указанная надбавка применялась к тарифу, установленному также в соответствии с Законом № 210-ФЗ. В настоящее время осуществляется переход субъектов Российской Федерации к регулированию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и принятыми в целях их реализации нормативными актами Правительства Российской Федерации и актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, в соответствии с подпунктом «б» части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Законом № 210-ФЗ, применялись до 01.01.2018. В этой связи, с 01.01.2018 подлежат применению предельные тарифы, установленные исключительно в соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ. Однако, несмотря на то, что Закон № 210-ФЗ утратил свою силу, в соответствии с частью 7.1 статьи 23 Закона № 458-ФЗ инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Законом № 210-ФЗ, применяются до окончания срока, на который они были установлены. (Ответ ФАС от 12.04.2018 г.)

- Как определяется стоимость подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения?

В соответствии с пунктом 26(22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее - Основные положения) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопровода бестраншейным способом) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).
В рамках реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р, в Основные положения были внесены изменения с целью сокращения размера платы за технологическое присоединение (постановление Правительства Российской Федерации № 82 от 30.01.2018 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры» (далее - Постановление № 82)).
Пунктом 26(23) Основных положений определены случаи при которых плата устанавливается по индивидуальному проекту. В действующей редакции к данным случаям относится, в том числе необходимость прокладки
газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом.
Таким образом, Постановлением № 82 был сокращен перечень случаев, при которых плата устанавливается по индивидуальному проекту.
В случае, если для подключения заявителя не требуется выполнения мероприятий, приведенных в пункте 26(23) Основных положений, в том числе в части выполнения мероприятий по подключению бестраншейным способом, плата за подключение к газораспределительным сетям определяется исходя из установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок, за исключением потребителей, указанных в пункте 26(22) Основных положений. (Ответ ФАС от 29.06.2018 г.)