«Как добиться «умного» роста тарифов?», - директор ИЭиРИО НИУ ВШЭ Илья Долматов выступил в Общественном совете при ФАС России

26.04.2022

Как сделать государственное тарифное регулирование в текущих «стрессовых» экономических условиях эффективным инструментом развития инфраструктурных отраслей, в том числе электроэнергетики? Свой взгляд на решение этой проблемы представил директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов, выступив в апреле перед своими коллегами по Общественному совету при ФАС России.

Недостатки «размытых» целей

Цели и задачи тарифной политики зачастую сформулированы размыто, из-за чего оценить динамику развития инфраструктуры невозможно. Такое положение дел устанавливалось годами, - отметил Илья Долматов в начале своего выступления.

«Система тарифного регулирования в России развивается на протяжении последних 20 лет, и за это время были достигнуты значимые результаты: от внедрения стимулирующих механизмов регулирования до многоуровневой защиты населения. С 2017 года по инициативе Минэкономразвития тарифные решения формируются с ограничением по уровню целевой (прогнозной) инфляции – такой подход получил название «инфляция минус», - напомнил эксперт.

Это, по его словам, позволяет обеспечить стабильность в устойчивых макроэкономических условиях, однако обладает рядом недостатков. Главные из них - отсутствие сформулированных целей развития инфраструктурных организаций в увязке с «разрешенным» тарифным ростом, проблемы балансировки действующего законодательства по расчету тарифов конкретных организаций с федеральными предельными ограничениями, дискуссионность ориентира на инфляцию с точки зрения отражения реальных отраслевых потребностей и допустимой тарифной нагрузки на потребителей.

В текущих «стрессовых» экономических условиях, на взгляд эксперта, эти проблемы будут усугубляться.

«Институтом был проведен экспресс-расчет отраслевых потребностей на 2023-2024 гг. с учетом основных положений действующего методического инструментария регулирования. Потребности роста тарифов в разы опережают ориентиры по росту тарифов инфраструктурных организаций, которые были сформулированы в рамках прогноза социально-экономического развития в конце 2021 года. В этих условиях, вполне вероятно, обострится дискуссия об «обоснованных» темпах роста тарифов, которая не будет продуктивной в отсутствие объективных оценок допустимой тарифной нагрузки на потребителей и в отсутствие понимания тех результатов производственной деятельности, которые могут быть достигнуты регулируемыми организациями в разных сценариях по росту тарифов», - отметил Долматов.

В связи с этим необходимо усиление целеполагания в тарифной политике и одновременная организация системных наблюдений за динамикой тарифной нагрузки на потребителей. 

«Последовательная реализация этой инициативы в перспективе позволит отказаться от жесткого постатейного контроля за «каждым рублем», потраченным регулируемыми организациями. Сегодня это требует колоссального административного ресурса, но не достигает одной из важнейших задач регулирования – стимулирование регулируемых организаций к снижению издержек. Предлагаемые сегодня ФАС России шаги, связанные с переходом к регулированию на основе эталонов затрат, а также реализуемые в регионах инициативы по отнесению к ценовым зонам теплоснабжения (с принципиально иным подходом к построению рыночной модели и ценообразования), безусловно, способствуют решению этой задачи», - подчеркнул докладчик.

В ожидании тарифных индикаторов

Не менее важным является создание системы индикаторов и критериев успешности тарифной политики в привязке к показателям, отражающим уровень и динамику тарифной нагрузки на бизнес и потребительский сектор. Речь идет об эффективности потребления энергоресурсов, эффективности регулируемых отраслей, развитии конкуренции (где это возможно), инвестиционной привлекательности и уровне инновационного развития инфраструктуры.

Мониторинг результативности регулирования на федеральном уровне со временем должен распространиться и на региональный уровень, и на уровень конкретных регулируемых субъектов. Для этого потребуется адаптировать методический инструментарий к задачам результативности (достигаемые цели в рамках разрешенного тарифного роста).

«Системные наблюдения за динамикой тарифной нагрузки позволят со временем прогнозировать влияние принимаемых решений по росту тарифов на социально-экономические показатели и учитывать результаты таких прогнозов при определении «целевых» темпов изменения тарифов. Если такая система будет налажена, появится возможность «перестроить» порядок определения ограничений. Сегодня он определяется изначально на федеральном уровне, а затем «транслируется» в регионы. На наш взгляд, регулирование будет в большей степени отвечать задачам регионального развития в случае, если общеотраслевые темпы роста будут являться продуктом региональных прогнозов», - отмечает Илья Долматов.

В заключение эксперт подчеркнул, что предложенные им шаги нацелены на повышение эффективности работы как регуляторов, так и регулируемых организаций. Необходимо избавить специалистов регуляторов от трудоемких, но низко результативных процедур. Высвободившийся ресурс можно использовать для объективного анализа трендов развития инфраструктурных компаний, соответствия их достижений в повышении эффективности национальным целям и доступному объему финансирования. В свою очередь, компании должны получить существенно больше стимулов для реализации эффективных инициатив.

Читать в источнике: Как добиться «умного» роста тарифов

Обсудить на форуме

Назад к списку новостей