Проверка ФАС РСТ Пермского края: отсутствие прозрачности в регулировании тарифов – большая проблема всех регионов России

12.04.2017

По итогам проверки Региональной службы по тарифам по Пермскому краю (РСТ) специалисты ФАС России обнаружили множество серьезных нарушений. Об этом стало известно в ходе пресс-конференции в УФАС Пермского края, состоявшейся 27 марта в Перми.

Проверка РСТ по Пермскому краю была инициирована в результате обращения общественной организации «Пермский стандарт» о нарушении РСТ антимонопольного законодательства. В рамках проверочных процедур комиссия ФАС России изучила все документы по тарифным делам, на основании которых РСТ утверждала тарифы за период с 2014 по 2017 год для ряда организаций Пермского края: в том числе ООО «Пермская сетевая комапния», ПАО «Т Плюс», ОАО «МРСК Урала» и других сетевых организаций.

По словам Начальника Управления регулирования топливно-энергического комплекса ФАС России Дмитрия Махонина, проверка касалась, в первую очередь, выяснению факта соответствия действий РСТ регламенту работы и законодательным нормам в сфере тарифного регулирования.

Общая сумма нарушений по проверенным ФАС тарифным делам может превысить несколько сотен миллионов рублей (по предварительной оценке специалистов ведомства).

«Мы видим, что основные статьи затрат, включенные в тариф, либо не обоснованы, либо недостаточно экономически обоснованы. Это говорит о том, что РСТ либо не запрашивала обоснование при принятии тарифа, либо не представила проверяющей комиссии ФАС все документы, которыми руководствовалась», – сообщил Дмитрий Махонин. «В частности, в документах, представленных РСТ по «Т Плюс», комиссия не обнаружила «разделения затрат по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности», что в итоге «не позволяет определить прозрачность тех цифр, которые учитываются по регулируемым видам деятельности». Комиссия пришла к выводу о наличии признаков двойного учета по фонду оплаты труда. Не установлено наличие дефектных ведомостей, подтверждающих ремонт основных средств. В материалах РСТ отсутствует анализ фактически понесенных расходов на выполнение работ производственного характера ввиду отсутствия договоров, оборотно-сальдовых ведомостей. По словам Дмитрия Махонина, регулятор необоснованно в 32 раза завысил стоимость услуг банков, а также расходы «Т Плюс» на лизинг и амортизацию. Кроме того, в нарушение действующего законодательства сбытовая компания включила в тариф затраты по дополнительному медицинскому страхованию сотрудников, а также необоснованно завысила затраты, понесенные по статье «инвестпрограммы». (Источник – BigpowerNews, Коммерсант.ru).

В регламентные сроки (15 дней с даты получения акта проверки,  согласно законодательству – прим.ред. «Про Тарифы») и до настоящего момента РСТ по Пермскому краю официально не предоставила свои возражения относительно акта проверки, в связи с чем в течение двух месяцев комиссия ФАС России по пересмотру тарифов должна проанализировать тарифные дела, отраженные в акте проверки.

Однако реакция со стороны РСТ все же последовала: в ведомстве заявили о преждевременности выводов антимонопольного ведомства и отсутствии возможности для выстраивания конструктивного диалога между ФАС России и РСТ Пермского края. Региональная служба по тарифам сообщила также, что все тарифные решения приняты в строгом соответствии с действующим законодательством.

На защиту региональной службы встали и сами энергетики, которые по факту оказались «меж двух огней», под риском пересмотра уже принятых и действовавших тарифных решений, при том, что выявленные ФАС нарушения относятся к деятельности самой РСТ, а не регулируемых организаций.

Так, Директор филиала «Пермэнерго» МРСК Урала Олег Жданов подчеркнул, что объектом проверки антимонопольного ведомства была РСТ: «Если от нас потребуют дополнительные материалы, то мы, конечно, представим. Мы –  законопослушная организация и работаем в правовом поле».

Директор по экономике и тепловым узлам «Т Плюс» Александр Вилесов, отметил, что «Т Плюс» при формировании тарифных заявок представляла все экономически обосновывающие документы, а свои обязательства, предусмотренные тарифом, компания выполнит в полном объеме: «Мы заинтересованы в прозрачности и корректности тарифных решений, от которых зависят наши инвестиции и ремонты, а также отношение добросовестных потребителей. Исходя из этого, компания всегда представляет полный комплект необходимых документов в РСТ» (Источник –Коммерсант.ru).

Возвращаясь к заявлениям представителей ФАС, можно смело подтвердить только тот факт, что: «На сегодняшний день отсутствие прозрачности в регулировании тарифов – это большая проблема не только Пермского края, но всех регионов России», – как отметил Дмитрий Махонин.

С одной стороны, продолжается политика усиления общественного контроля за тарифами, деятельность региональных служб по тарифам подвергается  многочисленным проверкам не только со стороны ФАС Росии, но также  Прокуратуры и Счетной палаты, что в конечном итоге стимулирует ведомства к упрощению и максимальной стандартизации процесса тарифного регулирования. Уверенным шагом к повышению прозрачности в регулировании тарифов стало бы расширение комплекса методических указаний и рекомендаций в данной сфере, их дальнейшая детализация.

В то же время многие эксперты отрасли выступают против постатейного нормирования и слишком детального регулирования, отмечая высокие риски необъективных и далеких от реальности решений и предлагая оценивать общую величину расходов по группам затрат, в том числе с применением метода сравнения аналогов.

 

Предлагаем пользователям Портала «Про Тарифы» высказать свое мнение о целесообразности нормирования и детализации методической основы тарифного регулирования, в том числе, для повышения прозрачности процесса установления тарифов.

Обсудить на форуме

Назад к списку новостей