Вопрос-ответ

Ценообразование и регулирование естественных монополий в вопросах и ответах
- Как определяется стоимость подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения?

В соответствии с пунктом 26(22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее - Основные положения) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопровода бестраншейным способом) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).
В рамках реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р, в Основные положения были внесены изменения с целью сокращения размера платы за технологическое присоединение (постановление Правительства Российской Федерации № 82 от 30.01.2018 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры» (далее - Постановление № 82)).
Пунктом 26(23) Основных положений определены случаи при которых плата устанавливается по индивидуальному проекту. В действующей редакции к данным случаям относится, в том числе необходимость прокладки
газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом.
Таким образом, Постановлением № 82 был сокращен перечень случаев, при которых плата устанавливается по индивидуальному проекту.
В случае, если для подключения заявителя не требуется выполнения мероприятий, приведенных в пункте 26(23) Основных положений, в том числе в части выполнения мероприятий по подключению бестраншейным способом, плата за подключение к газораспределительным сетям определяется исходя из установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок, за исключением потребителей, указанных в пункте 26(22) Основных положений. (Ответ ФАС от 29.06.2018 г.)

- Прошу разъяснить порядок расчета тарифа на горячую воду в закрытой системе ГВС

В соответствии с п. 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения). В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В свою очередь порядок установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - постановление Правительства № 406). В соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения. Расчет тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с разделом VIII.III. «Расчет тарифов на горячую воду» Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э (далее — Методические указания). Таким образом, стоимость горячей воды в закрытой системе горячего водоснабжения рассчитывается с учетом объемов холодной воды и тепловой энергии. Установление тарифов на горячую воду из открытой или закрытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в отношении каждой организации, осуществляющей с использованием соответствующей централизованной системы горячего водоснабжения поставку горячей воды в многоквартирный дом. В целях проверки правильности применения тарифов на горячую воду, установленных для конкретной организации с учетом применяемой системы централизованного горячего водоснабжения, ФАС России рекомендует обращаться в адрес Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (ул. Карла Маркса, д. 66, г. Казань, 420015), осуществляющее полномочия по региональному контролю (надзору) в части соблюдения установленного порядка ценообразования в сфере горячего водоснабжения, с приложением копий платежных документов на оплату коммунальных услуг. Согласно пункту 111 Методических указаний компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с постановлением Правительства № 406. Согласно пункту 113 Методических указаний компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». (Ответ ФАС от 12.04.2018 г.)
 
- Законно ли организация, осуществляющая захоронение твердых коммунальных отходов, дополнительно к тарифу предъявляет потребителям к уплате в 2018 году инвестиционную надбавку, установленную ранее в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который утратил силу с 01.01.2018?
 Ранее сфера обращения с твердыми коммунальными отходами регулировалась в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ). В том числе органами местного самоуправления утверждались инвестиционные программы организаций и устанавливались инвестиционные надбавки для финансирования их реализации. Указанная надбавка применялась к тарифу, установленному также в соответствии с Законом № 210-ФЗ. В настоящее время осуществляется переход субъектов Российской Федерации к регулированию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и принятыми в целях их реализации нормативными актами Правительства Российской Федерации и актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, в соответствии с подпунктом «б» части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Законом № 210-ФЗ, применялись до 01.01.2018. В этой связи, с 01.01.2018 подлежат применению предельные тарифы, установленные исключительно в соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ. Однако, несмотря на то, что Закон № 210-ФЗ утратил свою силу, в соответствии с частью 7.1 статьи 23 Закона № 458-ФЗ инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Законом № 210-ФЗ, применяются до окончания срока, на который они были установлены. (Ответ ФАС от 12.04.2018 г.)

- Каким образом организация должна компенсировать выпадающие доходы, которые не могли быть учтены при установлении платы за подключение?

Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции рассмотрела обращение ОАО «Теплоэнерго» от 23.12.2016 № 006-11913 и сообщает следующее. В соответствии с частью 10 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч рассчитывается органом регулирования в соответствии с пунктом 170 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания). Таким образом, в соответствии с положениями действующего законодательства выпадающие доходы от подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч не подлежат включению ни в состав платы за подключение, ни в состав тарифа на тепловую энергию (мощность). При этом, согласно пункту 174 и приложению 7.9 к Методическим указаниям расходы на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и не включаемых в состав платы за подключение подлежат компенсации путем включения в тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифы на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение. Дополнительно отмечаем, что при отсутствии технической возможности подключения объектов капитального строительства с нагрузкой, не превышающей 1,5 Гкал/час, мероприятия по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, в том числе мероприятия по строительству источников теплоснабжения, включаются в инвестиционную программу регулируемой организации и учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии. (Ответ ФАС от 01.08.2017 г.)

- Чем ограничивается плата за подключение к системам водоснабжения, устанавливаемая в индивидуальном порядке?

Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции рассмотрела обращение Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике и в рамках своей компетенции сообщает следующее. В соответствии с положениями пунктов 85, 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования), расходы на реализацию мероприятий по подключению объектов капитального строительства к централизованным систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, финансирование которых предусмотрено за счет индивидуальной платы за подключение, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Обращаем внимание, что указанная норма не содержит ограничений по применению того или иного вида сметных нормативов в целях разработки сметной документации стоимости работ, а ограничивает размер расходов на реализацию мероприятий по подключению к системе водоснабжения, учитываемых в составе платы за подключение. Укрупненные сметные нормативы цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, (далее - укрупненные сметные нормативы) утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 № 506/пр (далее - Приказ № 506/пр). Государственные укрупненные нормативы цены строительства рассчитаны в ценах на 2014 год для базового района (Московской области). Коэффициенты перехода от цен базового района к уровню цен субъектов Российской Федерации установлены приложением № 17 к Приказу № 506/пр. Определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять по формулам, предусмотренным пунктами 9, 10 Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.10.2011 № 481, с учетом регионально-экономических, регионально-климатических, инженерно-геологических и других условий осуществления строительства, а также с учетом прогнозного индексадефлятора, рассчитываемого на основании параметров прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации. В случае, если укрупненные сметные нормативы, утвержденные Приказом № 506/пр, не содержат необходимых мероприятий, реализуемых регулируемой организацией в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства конкретного заявителя, учет расходов на указанные мероприятия согласно положениям Основ ценообразования должен осуществляться в соответствии с представленной регулируемой организацией сметой. Вместе с тем отмечаем, что при направлении в адрес органа регулирования предложения об установлении платы за подключение, в том числе в индивидуальном порядке, и обосновывающих материалов, орган регулирования в соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, проводит экспертизу предложения об установления платы за подключение в части обоснованности предлагаемых расходов. Также сообщаем, что орган регулирования осуществляет анализ представленного регулируемой организацией расчета расходов на осуществление регулируемого вида деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности по подключению к системе водоснабжения путем сравнения с организациями, реализующими аналогичные мероприятия по подключению к системе водоснабжения в сопоставимых условиях. В связи с тем, что действующим законодательством в сфере водоснабжения ограничен исключительно размер расходов на реализацию мероприятий по подключению к системе водоснабжения, учитываемых в составе платы за подключение, полагаем возможным устанавливать плату за подключение объектов капитального строительства, если расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения не превышают величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов, а в случае, если такие нормативы не установлены, то указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ самостоятельно. (Ответ ФАС от 01.08.2017 г.)

- Какова форма заявления и перечень документов, прилагаемых к заявлению о рассмотрении тарифных разногласий в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 № 674?

В настоящее время законодательство Российской Федерации не содержит нормативных правовых актов, устанавливающих форму заявления и перечень документов, прилагаемых к заявлению для обращения в ФАС России в целях рассмотрения тарифных разногласий, возникших в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Перечень прилагаемых к заявлению о рассмотрении тарифных разногласий определяется заявителем самостоятельно, с учетом заявляемых требований. (Ответ ФАС от 31.03.2017 г.)