Директор ИЭиРИО Илья Долматов рассказал о том, что ждет сферу коммунальных услуг в эпоху «поствируса»

Директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей Илья Долматов ответил на вопросы о том, что ждет сферу коммунальных услуг в эпоху «поствируса», тарифных решениях, тенденциях и вызовах, стоящих перед системой государственного регулирования. 

Что сейчас происходит со сферой коммунальных услуг, насколько можно говорить о ее готовности к постэпидемиологическому будущему?

Прежде всего надо сказать, что в России выстроена уникальная система защиты интересов населения в части оплаты коммунальных услуг. Отличительной чертой тарифного регулирования в нашей стране является построение многоуровневой системы управления издержками населения на оплату коммунальных услуг. Жесткое регулирование темпов изменения коммунальных платежей в России происходит на фоне сравнительно низких – относительно зарубежных стран – расходов граждан на коммунальные услуги. И при принятии оперативных решений с пандемией коронавируса, правительством сделан очередной шаг «навстречу» гражданам – введен временный мораторий на применение штрафных санкций за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Поэтому есть основания полагать, что дальнейшие решения, которые будут приниматься в этой сфере, будут не в ущерб гражданам. 

Но это неизбежно влечет за собой риски для коммунальной инфраструктуры…

К сожалению, уже сегодня компании сталкиваются с неплатежами. Будет и падение выручки, связанное со снижением потребления в коммерческом секторе. На фоне этих проблем ограничениетемпа роста платы граждан за коммунальные услуги не будет способствовать последующей компенсации полученных убытков или недофинансирования из-за роста задолженности. Ресурсоснабжающим организациям, в тарифы которых включается инвестиционная составляющая, скорее всего, придется пересматривать долгосрочные инвестиционные планы. Тем же, у кого инвестиции в тарифы не заложены, придется поддерживать свою деятельность за счет наращивания кредитного портфеля. В общем, предстоят нелегкие времена. А подготовиться к ним сложно – значительная часть расходов коммунальных предприятий от объема оказанных услуг не зависит, и их надо финансировать, если мы не хотим столкнуться с аварийными отключениями. Принимая во внимание эти риски, связанные с дальнейшим сдерживанием тарифов коммунальщиков, стоит напомнить, что помимо инструмента предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, в России созданы и другие механизмы поддержки, связанные с получением и оплатой коммунальных услуг.

Например?

Во-первых, это перекрестное субсидирование в электроэнергетике, при котором прочие потребители несут дополнительную тарифную нагрузку за население. Во-вторых, возможность получить субсидии на оплату коммунальных услуг для семей, в доходах которых коммунальные платежи превышают определенную долю (доля определяется на региональном уровне). В-третьих, льготные тарифы для граждан на присоединение к электрическим и газораспределительным сетям.

Сохранится ли эта «мягкая» политика государства в отношении, например, роста цен на коммунальные услуги вобозримой перспективе?

Есть все основания полагать, что да, сохранится. Об этом, в частности, свидетельствует социальная направленность государственной политики в целом, а также низкие фактические и прогнозируемые темпы роста доходов населения. И это даже несмотря на экономические барьеры, которые такая политика создает для развития инфраструктурных отраслей. Однако, важно отметить,что сдерживание расходов на коммунальные услуги является действительно актуальным не для всех домохозяйств – потребность в таком сдерживании определяется уровнем доходов. В связи с этим, думаю, актуально развитие механизмов адресной поддержки, которые в долгосрочной перспективе должны прийти на смену политике общего сдерживания тарифов для населения.

В рамках XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и обществавы представили доклад «Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты,проблемы, перспектива»...

Да, действительно, мы проанализировали информацию о тарифных решениях, тенденциях, определили вызовы, стоящие перед системой государственного регулирования и дали наши экспертные рекомендации. В частности, мы говорим о том, что тарифная политика сегодня не выведена в отдельное направление экономической политики правительства. После передачи в Федеральную антимонопольную службу, она несколько потерялась в огромном функционале мегарегулятора, и в настоящее время нет некоего системного документа по этому направлению. При этом потенциал повышения эффективности тарифной политики высок. Чтобы его реализовать, необходимо просчитывать результаты, достижимые в рамках заданного тарифного роста, и расставлять приоритеты. У нас сегодня декларируется в различных нормативных актах решение массы правильных задач (и в части развития инфраструктуры, и в части обеспечения интересов потребителей). Но сроки и возможности решения всех этих задач зачастую не увязываются с выделенным через тарифы финансированием. Если эту ситуацию не преодолеть, дискуссия о том, почему тарифы растут, а состояние инфраструктуры (например, в теплоснабжении и водоснабжении) не улучшается, будет вечной. И всегда найдутся аргументы в пользу того, что заданный тарифный рост едва позволяет еще больше не ухудшить состояние фондов.

Вы также говорили о необходимости упрощать процедуры врегулировании…

Да, сегодня система не в состоянии справиться со всем объемом формальных требований к принятию тарифных решений – и регуляторы вынуждены концентрировать усилия на соблюдении формальностей чаще, чем на глубоком экономическом анализе складывающейся ситуации. Также важно уделять больше внимания привлечению частного капитала (через долгосрочность и гарантирование доходности в тарифах), продолжать процессы либерализации. Эти рекомендации (и другие, сформулированные в докладе) были актуальны и до пандемии, но приобретают особенную актуальность в посткризисный период, когда вопрос эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов и привлечения частного капитала встанет с еще большей остротой.

Федеральная антимонопольная служба сейчас разрабатывает законопроект об основах государственного регулирования цен и тарифов. В чем его смысл и насколько принятие документа поможет решить проблемы, о которых вы упомянули выше?

Законопроект предлагает ряд важных инициатив (это и внедрение так называемого эталонного регулирования, и упорядочивание регуляторных процедур). Но заработают ли эти инициативы так, как ожидается, зависит скорее от качества подзаконных актов. Надо сказать, это наша вечная проблема – на уровне ФЗ прописаны правильные принципы, но качество их приведения в жизнь зачастую оставляет желать лучшего. Многие вещи, о которых я говорю, в законопроекте прямо не предусматриваются. Но профессиональная дискуссия по данному документу продолжается. И я надеюсь, что и наши предложения для его совершенствования будут услышаны.

Вы неоднократно говорили, что несмотря на усилия регуляторов и наличие определенных успехов в модернизации тарифного регулирования в России, остается много проблем, требующих решения. Что это за проблемы?

Я бы говорил даже не о проблемах, а, скорее, о вызовах. И первый из них – это потребность в многофакторной макроэкономической модели расчета допустимых темпов роста тарифов. Второй - необходимость снижения административного давления. А это, всвою очередь, достигается решением трех ключевых задач: снижением прямого госучастия в организациях инфраструктурного сектора (приватизация), дальнейшей либерализацией рынков, и упрощением регуляторных процедур. Третий вызов – необходимость обеспечить уверенность предпринимателей в стабильности проводимой тарифной политики. Еще один вызов связан с необходимостью кардинального усиления стимулирующей функции тарифного регулирования. Кроме того, необходимо создать качественную информационную среду регулирования.

Обсудить на форуме

Назад к списку новостей