Итоги запуска механизма модернизации энергомощностей не отвечают поставленным целям, - ТГК-2 призвала пересмотреть результаты отбора мощностей

ТГК-2 выступила за пересмотр результатов проведенного отбора проектов КОММод на 2022−2024г, назвав реализуемый подход механизмом передела рынка мощности в пользу крупной электрической генерации, говорится в размещенном на сайте ТГК материале (Источник: http://www.bigpowernews.ru).

В начале апреля в опубликованный «Системным оператором» предварительный перечень проектов модернизации вошли 30 проектов на 8,6 ГВт, из которых порядка 60% пришлось на проекты «Интер РАО» (см. «Предварительный перечень отобранных проектов модернизации генобъектов ТЭС 2022-2024» - по ссылке ниже). В «Системном операторе» при этом пояснили, что до 30 апреля диспетчер оценит техническую возможность реализации этих проектов с учетом режимных условий и ограничений.

«Объявлены предварительные итоги отбора проектов по программе модернизации тепловых электростанций, получившей название «ДПМ-2». [..] В качестве обоснования реализации этого проекта его инициаторы декларировали перед руководством страны идею о необходимости привлечения средств на модернизацию тепловых станций, прежде всего, ТЭЦ. Действительно ТЭЦ, обеспечивающие основные потребности населения в тепловой и электрической энергии, давно уже нуждаются в глубокой модернизации, которая позволила бы повысить эффективность и надежность их работы, сохранив при этом тарифы на тепловую энергию на доступном уровне. Однако публично заявленные, в качестве основных, цели проекта ДПМ-2, судя по результатам предварительного отбора, не будут достигнуты», - говорится в материале «ТГК-2». 

Портал «Про тарифы» публикует оценку и выводы об итогах отбора мощностей по запущенному механизму модернизации, которые сделали в энергокомпании.

«1. Под вывеской ДПМ-2 запущен механизм передела рынка мощности в пользу крупной электрической генерации, при этом средства, получаемые в настоящее время всеми генерирующими компаниями в качестве платы по договорам предоставления мощности, будут перераспределены и сконцентрированы у наиболее крупных игроков рынка электроэнергии, в основном, ПАО «Интер РАО».
В подтверждение этого говорит то обстоятельство, что 30 отобранных проектов на общую установленную мощность 8 610 МВт распределились всего между 5 компаниями.
Абсолютным лидером с  наибольшей долей модернизируемых мощностей стала Группа «Интер РАО», забравшая на себя 61,5% мощности, выставленной на конкурс, и 15 проектов. Далее следует ПАО «Юнипро» — 19% (2 проекта), ПАО «Иркутскэнерго» (входит в состав ОАО «ЕвросСибЭнерго») – 8,5% (6 проектов), ООО «Газпром энергохолдинг» – 7,5% (5 проектов) и замыкает список ООО «Сибирская генерирующая компания» с 2 проектами на 3,5% от общей мощности, подлежащей модернизации.
Таким образом, денежные средства по договорам предоставления мощности, получаемые в настоящее время 21 энергокомпанией, перераспределяются в пользу 5 крупных генерирующих компаний. Основным выгодоприобретателем при этом становятся предприятия, входящие в «Интер РАО». Средства будут прежде всего изыматься у генерирующих компаний, владеющих ТЭЦ. Можно уверено говорить, что модернизацию крупных ГРЭС оплатят ТЭЦ.
Общая сумма средств с рынка мощности, которая по итогам прошедшего «залпового» отбора будет перераспределена в пользу указанных крупных энергокомпаний, составит не менее 70 млрд. рублей.

2. ТЭЦ, несущие основную нагрузку по теплоснабжению населения и других городских потребителей, остаются без источника средств для модернизации, и вынуждены будут обновлять свои мощности за счет инвестиционных надбавок к тарифам на тепловую энергию.
Этот вывод следует из того, что 81,5% или 7 017 МВт отобранной для модернизации мощности отдан проектам модернизации ГРЭС, несущих в основном электрическую нагрузку, и расположенных вдали от крупных городов, в которых сосредоточены основные потребители тепловой энергии, прежде всего население.
Только 18,5% или 1 593 МВт мощности досталось теплоэлектроцентралям, из которых большая часть находится во второй ценовой зоне и расположены в Сибирском федеральном округе.
При этом в первой ценовой зоне, где сосредоточено 72% всех ТЭЦ России, отобраны всего три ТЭЦ, из них две находятся в Москве – ТЭЦ-22 и ТЭЦ-23 ПАО «Мосэнерго». Только одна ТЭЦ первой ценовой зоны, расположенная за пределами столичного региона в г. Салавате – Ново-Салаватская ТЭЦ, прошла конкурсный отбор.
Надо отметить, что численность населения г. Салават составляет 153 тыс. человек и значительную часть тепловой нагрузки от данной ТЭЦ потребляет нефтеперерабатывающий завод ОАО «Газпром нефтехим Салават». С учетом этого, можно говорить, что эффект от модернизации ТЭЦ в первой ценовой зоне (без учета столичных ТЭЦ ПАО «Мосэнерго») распространится не более чем на 150 тыс. человек, получающих тепло и горячую воду от ТЭЦ.
В этих условиях для модернизации оборудования у собственников ТЭЦ не остается другого выхода, кроме обращения к регулятору с заявлением о принятии инвестиционной программы и соответствующим ростом тарифов на тепловую энергию.

3. Промышленность не получит ожидаемые крупные заказы на производство современного энергетического оборудования, а будет заниматься выполнением заявок на изготовление отдельных элементов данного оборудования.
В технических мероприятиях по отобранным проектам нет ни одного проекта по комплексной замене котлоагрегатов. Комплексной замене подлежит всего 8 паровых турбин суммарной мощностью 2 660 МВт, что составляет доли процента от их общего количества в энергетике Российской Федерации.
Никакого существенного роста спроса на готовые изделия не заявлено. В лучшем случае можно говорить о росте заказов на поставку запасных частей к существующему оборудованию, изготовленному, если иметь в виду котлоагрегаты, более 40 лет назад.
В этих условиях ожидать появления стимулов для качественного развития отечественного энергетического машиностроения не приходится. 

4. Отобранные мероприятия не имеют серьезного потенциала для повышения энергетической эффективности оборудования и снижения затрат.
Предлагаемые улучшения, в основном, направлены на частичное восстановление ресурса оборудования и, по сути, представляют собой программы капитального ремонта, а не глубокой модернизации тепловых станций.
Основной упор в модернизационных мероприятиях делается на частичную замену оборудования. В рамках модернизации предполагается заменить 58 элементов генерирующего оборудования, в том числе 12 цилиндров высокого давления турбин, 15 пароперегревателей, 13 топочных экранов, 11 перепускных трубопроводов, 6 барабанов котлоагрегатов и 1 ротор генератора.
Эти замены продлят ресурс оборудования, могут повлиять на сверхнормативные потери и расходы, но обеспечить достижение показателей современного энергетического оборудования они не смогут.

5. Реальная одноставочная цена модернизации ТЭЦ не может быть менее 2500 руб./МВт*ч. Для наиболее распространенного диапазона единичной мощности до 100 МВт обоснованная конкурсная цена модернизации находится в пределах 3 500 тыс. руб./МВт*ч.
Прошедший отбор проектов модернизации по одному критерию — одноставочной цене электроэнергии дал диапазон цен от 1 600 руб./МВт*ч до 2 227 руб./МВт*ч. Итоги конкурса показали, что, находясь в таком ценовом диапазоне можно провести только мероприятия по частичной замене отдельных элементов оборудования. При полной замене оборудования проекты по такой цене могут быть отобраны только при условии снижения стоимости капитальных затрат ниже рыночных цен производителей оборудования.
По сложившемся в результате отбора уровне цен, как уже отмечалось, вместо глубокой модернизации можно получить только улучшенный капитальный ремонт.
В случае реальной модернизации ценовые заявки будут выше на 40−50%.
В качестве примера можно привести опыт подготовки проектов модернизации ТЭЦ ПАО «ТГК-2».
В рамках подготовки заявок на участие в ДПМ-2 специалистами ПАО «ТГК-2» была проделана серьезная работа по выбору мероприятий и определению необходимых затрат на модернизацию станций. В «залповый отбор» 2022−2024 годов были поданы заявки на модернизацию по 9 проектам 4 ТЭЦ первой ценовой зоны оптового рынка: Вологодская ТЭЦ, Ярославская ТЭЦ-2, Ярославская ТЭЦ-3 и Костромская ТЭЦ-2.
Следует отметить, что эти станции являются самыми крупными источниками тепловой и электрической энергии в городах Вологда, Ярославль и Кострома с общей численностью населения 1,2 миллиона человек.
Указанные ТЭЦ построены в 1960−1970х годах, основное оборудование с этого периода ни разу не менялось в полном объеме, его работоспособность поддерживалась плановыми ремонтами.
Предполагалось полностью заменить 3 турбоагрегата общей мощностью 250 МВт, а также модернизировать 13 котлоагрегатов общей паропроизводительностью 3 985 тонн/час, из которых 12 планировалось заменить на новые, а один котел модернизировать.
ПАО «ТГК-2», согласно поданным конкурентным заявкам, планировало инвестировать в модернизацию ТЭЦ более 22 миллиардов рублей. Общий объем модернизируемой мощности должен был составить 584 МВт при средней одноставочной цене 3 500 рублей за МВт*час.
Минимальная средняя одноставочная цена, определенная в соответствии с правилами отбора, не могла быть меньше 2 512 рублей за МВт*час.
В результате ни один из проектов, поданных на конкурсный отбор, не прошел. Это, прежде всего, говорит об неадекватных ценовых предложениях, направленных на занижение стоимости проектов и неравных условиях для участников конкурса.

6. Общая эффективность программы с точки зрения показателей энергосбережения, автоматизации, экологической эффективности, применения новых технологий существенно ниже, чем от ДПМ-1».

Таким образом, по итогам конкурса победили в основном газовые станции, которые уже получают высокую прибыль на рынке электроэнергии и являются наиболее востребованными. При этом вне программы модернизации в европейской части РФ и на Урале остались остро нуждающиеся в поддержке ТЭЦ и угольные ТЭС.

Отметим также, что, как ожидают участники рынка, через конкурс будет распределена только примерно треть от денежной массы, которую планируется направить на модернизацию. Самые дорогие проекты мощностью до 1,65 ГВт (15% от квоты по мощности, но почти две трети по стоимости) вынесут на правкомиссию для отбора в ручном режиме.

Однако в правительстве прокомментировали результаты КОМмод совсем в другом ключе. На коллегии Минэнерго, состоявшейся 5 апреля, об эффективности выбранной схемы при отборе проектов обновления ТЭС рассказал министр энергетики Александр Новак. «Самый главный критерий, - как заявил министр, – минимизация стоимости энергии, вырабатываемой после реализации проектов, для потребителей. Два дня назад были подведены итоги конкурса на 2022–2024 годы. Мы планируем к маю рассмотреть результаты на правительственной комиссии и принять окончательные решения по перечню. Но конкурс уже состоялся и показал эффективность: были значительно сокращены расценки относительно плановых, не оправдались ожидания больших нагрузок на потребителей – расходы на модернизацию по итогам конкурса были снижены на 30–40%».

Теми же данными оперировал и глава Минэкономразвития Максим Орешкин, выступивший на коллегии: «Основной результат новой программы ДПМ – уже случившееся в результате конкурсного отбора падение цен на 30–40% ниже ожиданий. Это наглядно показывает, что спрос на этот механизм на рынке очень высокий, при этом он позволяет существенно снижать расходы потребителей».

С подходом ТГК-2 не согласны и остальные игроки сектора: считая, что все участники находились в равных условиях, объявленных заранее, они заключают, что ключевым критерием стала именно финальная цена для потребителя после обновления мощностей. Кроме того, заведомо более дорогие, но важные для энергосистемы или регионов проекты также будут попадать под модернизацию – для этого предусмотрена квота правкомиссии, которая в процессе разработки программы была увеличена с 10 до 15%. «Основным достижением данного отбора является низкий уровень цен на модернизацию (в три раза ниже price cap), который стал результатом жёсткой конкуренции производителей. Мы наблюдаем подобные результаты работы рыночных механизмов и в РСВ, и в последнем отборе проектов ВИЭ. Естественно, что результаты по-настоящему конкурентного отбора по определению не могут устраивать всех участников», – заявили в Совете производителей энергии.

Исходя из позиции основных игроков сектора и руководства регуляторов, ожидать пересмотра итогов «залпового» отбора вряд ли стоит. Но дальнейшее обсуждение корректировки программы неизбежно: так, доходность планируется устанавливать перед каждым отбором – для проектов стартовой трёхлетки она составила 14% (с «привязкой» к ставке ОФЗ).

Ещё один вопрос, на обсуждении которого настаивают энергетики, – необоснованность и неэффективность разработки отечественных газовых турбин большой мощности (ГТБМ) на фоне масштабного падения спроса на них в мире. Кабмин уже объявил о проведении в этом году конкурса на разработку российских газовых турбин «с нуля». Из бюджета на проект в порядке софинансирования планируется выделить 7 млрд рублей, ещё минимум столько же должен будет вложить частный инвестор. Основным претендентом на получение госзаказа считаются «Силовые машины». Однако генераторы в рентабельности проекта сомневаются, прежде всего из-за недостаточности ёмкости внутреннего рынка, считая более перспективным путем локализацию технологий совместно с передовыми мировыми производителями (General Electric, Siemens). (Подробнее по теме - «Переток.РУ: Энергетика в России и мире»В КОММоде нашлась эффективность)

Обсудить на форуме

Назад к списку новостей