ИПЦиРЕМ о проекте методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования в тарифах на передачу э/э

Специалистами Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ выполнен анализ проекта приказа «Об утверждении Методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями и учитываемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям» (далее – проект Методических указаний), размещенного на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения (ID: 01/02/01-19/00087593).

Замечания к данному проекту Методических указаний публикуются для сведения пользователей Портала «Про тарифы» и приведены ниже.

1. Пункт 4 проекта Методических указаний предусматривает расчет величины перекрестного субсидирования на основании экономически обоснованных тарифов на передачу электрической энергии. При этом до настоящего момента не утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей. Кроме того, объем перекрестного субсидирования, указанный в приложении №6 к Основам ценообразования, по нашим оценкам, содержит искажения методологии расчета, что ставит под угрозу экономическую объективность конечного результата распределения перекрестного субсидирования по новому методологическому принципу. Указанное опасение усиливается на фоне состоявшегося в 2016 году формального снижения расчетной величины перекрестного субсидирования, связанного с увеличением при тарифном регулировании числа часов использования заявленной мощности, используемой населением, то есть, фактического завышения экономически обоснованных тарифов для прочих потребителей услуг по передаче электрической энергии.

2. По нашему мнению, принцип усреднения, заложенный в проекте Методических указаний при расчете ставок перекрестного субсидирования, приведет к необоснованному росту конечных ставок тарифа на передачу электрической энергии. Оценочно, для отдельных уровней напряжения, рост может составить более 50%. Такие показатели тарифной динамики не укладываются в сформированный прогноз социально-экономического развития и не соответствуют предельным уровням тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утверждаемые Федеральной антимонопольной службой. На наш взгляд, без устранения указанного противоречия принятие предлагаемого документа недопустимо.

3.  Запрет на установление отрицательных значений перекрестного субсидирования приведет к дополнительному тарифному росту на соответствующих уровнях напряжения. В действующей конструкции тарифного регулирования, с учетом жестких предельных ограничений, а также планируемого запрета на превышение предельных уровней, механизмы исполнения предложенного требования на практике отсутствуют. 

4. Формула расчета ставки перекрестного субсидирования, учитываемой в двухставочных тарифах на передачу электрической энергии, содержит ошибку в размерности. Числитель расчетной формулы в пункте 6 представляет из себя разность расчетной величины перекрестного субсидирования (исчисляемой в рублях) и средней ставки перекрестного субсидирования для одноставочных тарифов (определяемой в руб/МВТ.ч).

5. Определение ставки перекрестного субсидирования для «двухставочных» потребителей предполагает использование расчетной базы, отличной от той, которая учитывается при определении тарифов на передачу. Так базой для расчета ставки перекрестного субсидирования является заявленная мощность прочих потребителей, выбравших в предшествующий период регулирования двухставочный тариф на передачу электроэнергии. При этом в разделе III проекта Методических указаний ставка перекрестного субсидирования, определенная таким образом, суммируется со ставкой на содержание, рассчитанной по иному принципу – исходя из заявленной мощности всех потребителей, не относящихся к населению приравненным к нему категориям потребителей. Подобное методологическое расхождение может привести к формированию избыточных доходов сетевых организаций, что, с учетом риска роста тарифных ставок за счет усреднения ставок перекрестного субсидирования,  усугубляет риск увеличения тарифной нагрузки на конечных потребителей.

В целом хотелось бы отметить, что проект Методических указаний не направлен на решение актуальных проблем тарифного регулирования.  Принятие проекта Методических указаний в предложенном виде сократит возможности субъектов Российской Федерации по исполнению существующей методологии расчета тарифов, а также соответствию требованиям федеральных макроэкономических ограничений. Усиление бюджетной ответственности на фоне формируемых проектом Методических указаний рисков, может создать угрозу исполнению приоритетных мероприятий, направленных на региональное развитие, и требующих бюджетного финансирования.

Ранее опубликованные новости по теме: http://protariff.ru/news/5c7e33e06bf766762a503eef

Обсудить на форуме

Назад к списку новостей