I – Развитие конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии
Анализ состояния конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии является крайне актуальным направлением исследования, особенно востребованным на фоне сложившихся экономических трудностей, создающих дополнительные стимулы к поиску механизмов оптимизации ценовой и тарифной нагрузки.
При этом представляется, что анализ конкуренции, приведенный в Докладе, имеет существенный потенциал для развития. Предлагаемые в Докладе меры, на наш взгляд, не всегда направлены на решение описываемых
проблем.
I.1. Оптовый рынок
Наблюдаемые тенденции на оптовом рынке за последние годы не свидетельствуют о развитии конкуренции, а наоборот, характеризуют ее снижение. В частности, отмечается повышение концентрации рынка во Второй ценовой зоне (в связи с осуществлением за последние годы ряда сделок, направленных на укрупнение (монополизацию) крупнейших энергетических компаний). Например, приобретение Сибирской генерирующей компанией активов АО «Сибэко», Красноярской ГРЭС-2, Рефтинской ГРЭС.
Помимо вопроса концентрации рынков, представляется актуальным проанализировать следующие направления:
• степень участия потребителей и производителей в формировании цены РСВ,
• соотношение конкурентных и нерыночных механизмов в структуре торгов,
• влияние избытка генерирующих мощностей на конкурентные отношения,
• сравнение условий торговли оптовой и розничной генерации,
• влияние перекрестного субсидирования на потенциал развития конкуренции,
• влияние процедуры выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО) на конкуренцию.
В дополнение к предложенным ФАС России мероприятиям нужны системные меры по снижению нерыночной нагрузки на оптовый рынок с последующим переходом к единому рынку мощности. В частности, представляется целесообразным (при условии выполнения текущих обязательств перед потребителями и энергоинвесторами):
- исключить возможность поставки по регулируемым ценам электроэнергии (мощности) для потребителей, не относимых к населению и функционирующих в конкурентной зоне оптового рынка;
- установить законодательный запрет на появление новых и продление существующих ценовых инструментов решения проблем отдельных территорий и развития нетрадиционной генерации за счет совокупности потребителей оптового рынка;
- установить законодательный запрет на появление новых и продление «специальных» (нерыночных) ценовых инструментов стимулирования инвестиционной активности (инвестиционная привлекательность должна обеспечиваться за счет проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности, на котором ценовые ограничения не практикуются, а требования предъявляются в том числе к показателям маневренности, энергетической эффективности, экологичности, соответствующим наилучшим доступным технологиям);
- сформировать политику управления резервами генерирующей мощности, вывести оплату резерва (в том числе консервации) за рамки конкурентного отбора на рынок системных услуг, обеспечить равномерное бремя оплаты системных услуг всеми потребителями – пользователями ЕЭС (в том числе потребителями, заключающими прямые договора с производителями розничного рынка).