С 1 января 2018 в соответствии с положениями ФЗ «О теплоснабжении» и Основ ценообразования не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора:
а) цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, в отношении теплопотребляющих установок потребителей, потребляющих тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара;
б) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
в) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
При этом Основами ценообразования также определено, что указанные цены определяются не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с настоящим документом и Правилами регулирования цен (тарифов).
В связи с вступлением в силу указанных норм возникают следующие вопросы:
• В связи с отсутствием регулирования в отношении указанных цен, регулирующие органы не устанавливают величины тарифов, которые должны служить предельным максимальным уровнем «свободных» цен.
• Отсутствие установленного предельного максимального уровня формально предоставляет поставщику услуг возможность завышения цены используя свое монопольное положение. При этом существует мнением отдельных регуляторов и региональных органов ФАС, о том, что предельным максимумом должен считаться последний установленный тариф + индекс МЭР.
• В отсутствие государственного регулирования в отношении указанных цен возникает вопрос о порядке и методах расчета данных цен (расходов, относящихся на данные виды услуг), а также учету в ценах недополученных/излишних доходов за периоды, когда еще было тарифное регулирование.
• В отсутствие государственного регулирования в отношении указанных цен возникает вопрос об обоснованных величинах рентабельности этой деятельности и порядке их определения.