https://t.me/energystrategyNataliaGrib/4694
Вечная дилемма российского сообщества потребителей и производителей - дорого или дёшево стоит электроэнергия для промышленности?
Сегодня читаю второе подряд сообщение о том, что в России производят кофе Jacobs для Мексики (!) - потому что в России очень дешёвая электроэнергия. Трудно понять, а как же логистика… транспортировка, да ещё в оба конца, стоит точно дороже электроэнергии на размол кофейных зёрен. Так что, подозреваю, в данном конкретном случае мы имело с каким то «пакетным соглашением» - то есть, прибыль получается не линейно при производстве и реализации одного продукта, а путём сложных сделок, в периметр которых включены разные товары и услуги.
https://t.me/barantchik/6176
В то же время на прошлой неделе можно было прочитать ещё одну новость, наталкивающую на подобные выводы. «Немцы и итальянцы ставят майнинговые фермы в Челябинске и Иркутске, чтобы майнить криптовалюты на дешёвой российской электроэнергии. Они покупают китайское оборудование через российские фирмы, которые устанавливают их оборудование в своих помещениях и специальных контейнерах в Иркутской и Челябинской областях, запускают и обслуживают их, получая часть прибыли». (@bankrollo)
И мы приходим к тому философскому камню, где с одной стороны сообщество потребителей, защищая интересы алюминиевых кролей России, регулярно обрушивается с критикой на энергетиком. А с другой - совет производителей энергии, защищая позиции генераторов, доказывает дешевизну электроэнергии в России.
На самом деле, существует три критерия определения адекватности цен на электроэнергию (э.э.).
Доля э.э. в стоимости затрат на производство продукции на внутреннем рынке. Если мы производим продукцию для внутреннего рынка и закупаем для этих целей электроэнергию, то надо смотреть, какую она занимает долю в цене конечной продукции.
В этом пункте есть два подпункта:
а) доля электроэнергии в суммарном промышленном производстве в России минимальна, поэтому говорить о существенной нагрузке на промышленность со стороны генераторов не приходится в принципе.
б) доля электроэнергии в отдельных энергоемких отраслях - например, химической или металлургической, в частности, аллюминиевой, доходит до 25% - и здесь, безусловно, расходы на э.э. Имеют большое значение и априори формируют конкурентное преимущество. Сферы услуг (майнинг и биржевые торги) также можно отнести к указанной категории.
Расходы на электроэнергию для населения корректнее считать по паритету покупательской способности (ППС). Во второй половине 2022 года как раз та ситуация, когда население России при всей своей невысокой в среднем по мировым меркам зарплате (не считая городов-миллионников) будет платить за электроэнергию меньше, чем население Европы. Хотя такая ситуация сличается далеко не всегда и даже сейчас - не во всех регионах.
Стоимость электроэнергии в России в сравнении с зарубежными рынками ВСЕГДА прямо зависит от курса валют. И чем слабее рубль, тем дешевле российская электроэнергия обходится для экспортёров товаров и услуг из России. Поскольку рынок электроэнергии России никак не завязан в своём ценообразованиями на мировые рынки (в отличие от нефтепродуктов и угля), то и тенденции на европейских биржах никак не отражаются ни на доходах российских генераторов, ни на расходах российских потребителей. А потому простое линейное сравнение цен на электроэнергию в России и, скажем, в Германии, ничего само по себе не означает.
Смотреть нужно несколько параметров в комплексе:
- Уровень энергопотребления на душу населения
- обьем электроэнергии на единицу ВВП;
- доля электроэнергии в расходах домашних хозяйств;
- стоимость электроэнергии.